Решение Верховного суда: Определение N 16-АПГ15-11 от 20.05.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 16-АПГ15-11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Москва 20 м а я 2 0 1 5 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Анишиной В.И.,

судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Лисунова А С . на решение Волгоградского областного суда от 22 января 2015 года, которым удовлетворено заявление Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский индустриальный техникум об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной и о возложении обязанности внести соответствующие изменения в кадастр.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ГБОУ СПО «Волгоградский индустриальный техникум» обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской

области» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:000000:73, площадью 11802,40 кв.м расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. им. Арсеньева, 8, в размере его рыночной стоимости 24 879 000 рублей.

В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что ему на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 53 886 814, 68 рублей и не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика от 30 сентября 2014 г. № 102/09-15 и по состоянию на 01 января 2010 г. равной 24 879 000 рублей. Данное обстоятельство затрагивает его права на установление действительной налоговой обязанности.

Решением Волгоградского областного суда от 22 января 2015 года исковое заявление Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский индустриальный техникум» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворено. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:000000:73, площадью 111 802,40 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул.им.Арсеньева, 8, в размере равной его рыночной стоимости - 24 879 000 рублей, а также возложил на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:000000:73, площадью 111 802,40 кв.м расположенного по адресу: г.Волгоград, ул.им.Арсеньева, 8 равной его рыночной стоимости в размере 24 879 000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новый акт.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III-1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности, Федеральный закон № 135-ФЗ) и относятся к сфере

2

публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.

Как следует из материалов дела, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле были привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Правительство Волгоградской области.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24-18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими

3

лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Как следует из материалов дела, заявителю на основании постановления Администрации города Волгограда от 25 августа 1999 г. № 1066 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 34:34:000000:73, площадью 11802,40 кв.м расположенный по адресу: г.Волгоград, ул.им.Арсеньева, 8, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «комплекс зданий техникума», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 ноября 2012 г. серия 34 АА №776474.

В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. № ИЗО «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01 января 2010г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка площадью 11 802,40 кв. м. составляет 53 886 814, 68 рублей.

23 октября 2014 г. заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Письмом Управления Росреестра по Волгоградской области от 19 ноября 2014 г. № 16-402-00 заявителю отказано в рассмотрении заявления в связи с отсутствием на это полномочий комиссии и рекомендовано обратиться в суд с указанными требованиями.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16 апреля 2013 г земельный участок с кадастровым номером 34:34:000000:73 (предыдущий номер 34:34:080000:5) поставлен на кадастровый учет 25 августа 1999 г.

По заданию ГБОУ СПО «Волгоградский индустриальный техникум оценщиком Романенко М.А. общества с ограниченной ответственностью «Оценочная фирма ВИРГО» подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости упомянутого земельного участка от 30 сентября 2014 г. № 102/09- 15, из которого следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 г. составляет 24 879 000 руб.

Согласно экспертному заключению Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от 07 октября 2014г. № 126/2014/Волгоград-2 отчет независимого оценщика от 30 сентября 2014 г. № 102/09-15 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по

4

нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федеральному закону № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки суд первой инстанции пришел к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области о том, что филиал является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда о соответствии отчета независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка критериям относимости, допустимости и достоверности доказательства и также не могут служить основаниями предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Волгоградского областного суда от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Лисунова АС. - без удовлетворения.

Председательствующий


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 66 ЗК РФ