Решение Верховного суда: Определение N 33-АПГ15-24 от 24.12.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №33-АПГ15-24

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 24 декабря 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.

при секретаре Макаровой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кудрявцевой Л Ю и Талашмановой Е А об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе заявителей на решение Ленинградского областного суда от 13 июля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителей - Мироновой В.Л Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Кудрявцева Л.Ю. и Талашманова Е.А. обратились в Ленинградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью

кв.м, расположенного по адресу: область,

район, участок , категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - магазины, торговые комплексы, торговые дома общей площадью до 1 500 кв.м, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 18 февраля 2014 г. и обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости.

Решением Ленинградского областного суда от 13 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявители обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 г удовлетворено ходатайство заявителя о назначении повторной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м расположенного по адресу: область, район участок , категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - магазины, торговые комплексы, торговые дома общей площадью до 1 500 кв.м, по состоянию на 18 февраля 2014 г Проведение экспертизы поручено эксперту-оценщику общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-ТЕМА» М

Указанным экспертом проведена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, о чем составлено заключение от 20 ноября 2015 г. № , согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 18 февраля 2014 г. составляет руб.

Администрация муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Правительство Ленинградской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы руководствуясь положениями статей 82, 83, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что указанная в экспертном заключении итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24 1 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 8 федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Как следует из материалов дела, Кудрявцевой Л.Ю. и Талашмановой Е.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью

кв.м, расположенный по адресу: область,

район, участок , категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - магазины, торговые комплексы, торговые дома общей площадью до 1 500 кв.м.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 24 января 2007 г. и первоначально приобретен заявителями как земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Впоследствии категория земель и вид разрешенного использования земельного участка изменены на «земли населенных пунктов» и «магазины, торговые комплексы, торговые дома общей площадью до 1 500 кв.м» соответственно.

На основании акта об определении кадастровой стоимости земельного участка от 18 февраля 2014 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной

руб.

По результатам экспертизы, назначенной Судебной коллегией экспертом составлено заключение от 20 ноября 2015 г. № , согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 18 февраля 2014 г. составляет руб.

Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход методом относительного сравнительного анализа.

Для сравнения эксперт выбрал шесть объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки.

В качестве элементов сравнения экспертом приняты передаваемые права, условия финансирования, условия рынка (дата сделки/предложения тип цены, местонахождение (адрес) объекта, удобство подъезда к земельному участку, плотность населения, проживающего в районе окружения земельного участка, влияние основных магистралей, оснащенность района окружения земельного участка объектами торгово-бытового обслуживания потенциал местоположения, площадь земельного участка, наличие улучшений, наличие ограничений (обременении), особенностей участка наличие инженерных коммуникаций.

Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений, содержащихся в журнале «Коммерческая недвижимость».

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 18 февраля 2014 г. составляет руб.

20

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании решения суда.

Ходатайство заявителей о возмещении судебных расходов по делу в размере руб. удовлетворению не подлежит с учетом положений пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», поскольку удовлетворение требований Кудрявцевой Л.Ю. и Талашмановой Е.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости сводится к реализации в судебном порядке их права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем административным истцом юридических интересов.

С учетом изложенного и на основании положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы на проведение экспертом-оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-ТЕМА» М экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка надлежит возложить на заявителей.

Руководствуясь статьями 82, 111, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 13 июля 2015 г. отменить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м, расположенного по адресу:

область, район, участок , категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием магазины, торговые комплексы, торговые дома общей площадью до 1 500 кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной руб. по состоянию на 18 февраля 2014 г.

Датой подачи заявления Кудрявцевой Л Ю и Талашмановой Е А об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, считать 13 января 2015 г.

В удовлетворении ходатайства Кудрявцевой Л Ю и Талашмановой Е А о возмещении судебных расходов по делу в размере руб. отказать.

Расходы на проведение экспертом-оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-ТЕМА» М

экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка возложить на Кудрявцеву Л Ю и Талашманову Е А Председательствующий

Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 66 ЗК РФ