Решение Верховного суда: Определение N 31-АПГ17-11 от 21.09.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 31-АПГ17-11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 21 сентября 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.

при секретаре Холодцовой И.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ефимова И. Ю. о признании недействующим в части постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2014 г. № 205 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148» по апелляционной жалобе Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 22 июня 2017 г которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца Ефимова И.Ю., Панычева С.Н., Кабинета Министров Чувашской Республики Семеновой Н.Ю., Администрации г.Чебоксары Васильевой Т.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее Порядок определения размера арендной платы).

Абзацами 1,2 3 пункта 13 Порядка определения размера арендной платы (в действующей редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2014 г. № 205) установлено, что в случае, если по истечении срока договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением жилищного строительства, индивидуального гаражного строительства, строительства социальных объектов и объектов инженерной инфраструктуры), не достроен или не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости и имеется зарегистрированное право собственности арендатора на объект незавершенного строительства, до даты ввода объекта в эксплуатацию арендная плата за такой земельный участок по новому договору аренды заключенному с тем же арендатором, устанавливается в следующих размерах:

за первый год аренды земельного участка в пятикратном размере годовой арендной платы, но не менее двукратной налоговой ставки земельного налога,

за второй и последующий годы аренды земельного участка в десятикратном размере годовой арендной платы, но не менее двукратной налоговой ставки земельного налога за первый год аренды земельного участка.

Ефимов И.Ю. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 пункта 13 Порядка определения размера арендной платы указывая на их противоречие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности статьи 39.7, подпунктам 1 и 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрены штрафные санкции за превышение сроков строительства статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ввиду создания дискриминационных условий для лиц превысивших установленные сроки строительства. Оспариваемые положения также не соответствуют принципам справедливого установления арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли находящиеся в собственности Российской Федерации».

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 22 июня 2017 г административный иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе административным истцом и прокуратурой Чувашской Республики представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы заслушав представителей лиц участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Как следует из материалов дела Администрацией города Чебоксары по договору аренды земельного участка от 10 января 2014 г. Ефимову И.Ю. для размещения промышленного предприятия и коммунально-складского объекта согласно протоколу об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 9 января 2014 г. предоставлен земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, площадью

1450 кв.м, расположенный в г. , с кадастровым номером , на срок с 9 января 2014 г. по 8 января 2017 г. Пунктом 5.1 договора годовая арендная плата установлена в размере 851 000 руб., ее величина остается неизменной на весь трехлетний срок действия договора.

В связи с истечением срока договора аренды Ефимову И.Ю., как собственнику объекта незавершенного строительства на земельном участке предложено заключить новый договор аренды этого земельного участка сроком на три года. Размер арендной платы за первый год пользования земельным участком исчислен арендодателем исходя из абзаца 2 пункта 13 Порядка определения размера арендной платы в пятикратном размере годовой арендной платы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с Основными принципами определения арендной платы установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» исходя из принципа экономической обоснованности согласно которому арендная плата устанавливается в размере соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-0, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов влияющих на уровень их доходности.

Имеющееся в материалах дела экономическое обоснование к проекту постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148» не содержит доказательств того, что при расчетах размера годовой арендной платы производился многофакторный анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков в случае, когда по истечении сроков проектирования и строительства установленных при первоначальном предоставлении земельного участка, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости.

Судом сделан обоснованный вывод, что нарушение сроков строительства объектов недвижимости не может рассматриваться как основание для повышения в несколько раз арендной платы за земельный участок предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования. В противном случае установление повышающих коэффициентов свидетельствует не об экономической обоснованности повышенной ставки арендной платы, а об ее штрафном характере, что не предусмотрено действующим земельным законодательством. Размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка.

Документы и обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в качестве доказательств экономической обоснованности оспариваемых коэффициентов, были предметом оценки суда первой инстанции, который обоснованно признал недоказанным осуществление многофакторного экономического анализа необходимости введения пятикратного и десятикратного увеличения размера арендной платы за земельный участок для категории арендаторов, к которым относится административный истец.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Чувашской Республики от 22 июня 2017 г оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 39.8 ЗК РФ